С проблемой углекислотной коррозии сталкивается большое количество компаний, разрабатывающих новые газоконденсатные месторождения. Эта проблема была выявлена и на объектах второго участка ачимовских отложений Уренгойского НГКМ. Ввиду отсутствия проектных решений в части противокоррозионных мероприятий, специалистами ООО «Газпром добыча Уренгой» была разработана такая система, включающая несколько методов контроля коррозионных процессов. В статье представлена разработанная схема мониторинга объектов, подверженных влиянию углекислотной коррозии. Описаны все внедренные методы, приведены результаты контроля.
Материалы и методы
Гравиметрический метод измерения скорости коррозии, метод измерения скорости коррозии путем измерения электрического сопротивления
Итоги
Каждый из приведенных методов измерения и контроля различных показателей коррозионного мониторинга не является самодостаточным и универсальным для контроля углекислотной коррозии. Принцип суперпозиции позволяет расширить границы каждого из методов коррозионного мониторинга. Совокупность всех применяемых методов позволяет обеспечивать безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов, подверженных воздействию углекислотной коррозии. Разработанная и внедренная в производство система коррозионного мониторинга показала свою эффективность за три года постоянной эксплуатации и модернизации. Постоянное совершенствование методов, включенных в систему коррозионного мониторинга, позволяет непрерывно снижать возможный уровень риска возникновения аварийных ситуаций по причине коррозионных разрушений.
Выводы
В ходе разработки и внедрения системы коррозионного мониторинга на объектах второго участка ачимовских отложений УНГКМ были реализованы следующие мероприятия: 1. Разработаны новые гравиметрические устройства и подобраны специальные места для их монтажа применительно к объектам инфраструктуры газоконденсатного промысла, разрабатывающего ачимовские отложения. 2. Впервые проведены испытания системы измерения скорости углекислотной коррозии в газоконденсатной среде посредством измерения электрического сопротивления контактного элемента, установленного в трубопровод (ER-метод). 3. Организован комплексный мониторинг параметров, влияющих на интенсивность углекислотной коррозии: содержание СО2, химический состав воды, остаточное содержание ингибитора коррозии, содержание железа в воде и т.д. 4. Выявлены основные факторы, влияющие на скорость углекислотной коррозии в промысловых условиях при разработке ачимовских отложений. 5. Для коррозионно-опасных участков, подверженных максимальной коррозии, была разработана технология, использу один раз в месяц проводится измерение толщины стенки, после чего показания сравниваются с предыдущими замерами и анализируется динамика изменения толщины стенки для последующего принятия решения по противокоррозионным мероприятиям. 6. Пересмотрена концепция проведения ревизии трубопроводов и оборудования. При планировании стала учитываться интенсивность протекания коррозии с учетом скоростей коррозии, получаемых посредством гравиметрических исследований.