В данной статье проанализированы причины отказов оборудования газоперекачивающих агрегатов (ГПА) компрессорных станций и собрана статистка отказов в течение 10 лет. Выявлены основные причины выхода из строя подшипников скольжения, фиксирующих положение вала ротора турбины и обеспечивающих минимальный зазор в проточной части. Для выявления возникающих неисправностей упорной части подшипников скольженияна основе диагностических параметров разработана оригинальная математическая модель основных узлов ГПА. Это позволило установить рабочее состояние подшипников скольжения по изменению их жесткости в колебательной модели основных элементов ГПА.
Материалы и методы
Уравнение Лагранжа, математическое моделирование, измерительный комплекс СК-1100.
Итоги
В данной работе был установлен диагностический параметр упорных подшипников скольжения газоперекачивающих агрегатов. Результаты, полученные на основе моделирования, позволяют в 80% случаев диагностировать неисправности ГПА, вызванные состоянием подшипниками скольжения, что является отличным практическим результатом для инженерной практики. Полученный авторам диагностический параметр позволяет эффективно определить техническое состояние подшипникового узла ГПА при его эксплуатации. Его применение на практике способно обеспечить раннее обнаружение развития любых дефектов и неисправностей в подшипниках скольжения ГПА.
Выводы
Отметим, что предложенная авторами, математическая модель можно применять и для других видов подшипников установленных на ГПА при условии, что будут выбранные другие диагностические параметры, характеризующие систему. На основе полученной математической модели планируется разработать программу мониторинга состоянии подшипников скольжения и установить на действующие объекты ПАО «Газпром».