Вcегда в движении!
Вcегда в движении!
Вcегда в движении!

Вы здесь

ЖУРНАЛ «НЕФТЬ РОССИИ» №2, ФЕВРАЛЬ 2007 РЕГИОН (выдержки из публикации)

Вернутся в список Материалов СМИ
05.032008

Андрей ЗОРИН,
ведущий аналитик ИК "Баррель"
Кубанские нефтяники

Пока еще не нашлось режиссера, чтобы снять фильм об их трудовых успехах

Краснодарский край - старейший нефтедобывающий район России. Первый нефтяной фонтан был получен там в 1866 г., что и стало точкой отсчета истории российской нефтяной промышленности. Прошло еще время, и 1929 г. ознаменовался новым достижением - в портовом городе Туапсе был построен первый экспортный терминал. В 1943 г., когда еще шла война и страна как никогда остро нуждалась в горючем для танков и самолетов, в смазочных маслах, кубанцы создали нефтегазодобывающие предприятие - «Краснодарнефтекомбинат». Не чужд отраслевым специалистам региона и инновационный «полет мысли». Примером тому стало образование в конце 1977 г. пока что единственного в России научно-производственного объединения по термическим методам нефтеизвлечения - «Союзтермнефть» (ныне - «Роснефть-Термнефть»).

Нефтепереработка готовится к рывку

Наиболее крупный нефтеперерабатывающий актив в Краснодарском крае - Туапсинский НПЗ - принадЛежит «Роснефти». Причем он занимает весьма существенную долю в общей переработке материнской компании - порядка 38% (4 млн т против 10,64 млн т в целом по «Роснефти» В 2005 г.). Однако у него есть и большой минус - завод является одним из старейших российских перерабатывающих предприятий. Соответственно, на его модернизацию потребуются весьма значительные средства. В «Роснефти» это прекрасно понимают и поэтому планируют направить на его реконструкцию порядка 2 млрд долларов. После ее осуществления мощность НПЗ должна будет увеличиться с 4 до 12 млн т в год, а глубина переработки - с 56 до 95%. Производство бензина вырастет с 0,27 до 1,З млн Т В год, дизельного топлива - с 1,3 до 6,5 млн т. При этом НПЗ полностью прекратит выпуск мазута (сейчас - 1,8 млн т в год). Как утверждают в компании, программа планируемой реконструкции синхронизирована с принятием в РФ целого ряда евростандартов. Например, предполагается с 2012 г. начать изготовление топлива по стандартам Евро-4 и Евро-5.
Мощность Туапсинского НПЗ планируется увеличить за счет той нефти, которая сейчас направляется на экспорт через порт Туапсе. Это позволит поставлять за рубеж уже не сырье, а готовые нефтепродукты. К тому же после приобретения «Юганскнефтегаза» у «Роснефти» возник существенный дисбаланс между добычей и переработкой, которая сейчас к тому же существенно прибыльнее, чем экспорт сырой нефти, облагаемый более высокими налогами.
Вторым НПЗ края является Краснодарский (<<КраснодарЭкоНефть»), принадлежащий компании «РуссНефть». Он также «возрастное» предприятие (основан в 1911 г., то есть практически сразу же после того, как на территории Кубани были открыты богатые нефтеносные месторождения). Его мощность примерно в два раза ниже, чем у Туапсинского НП3, - в 2005 г. он переработал порядка 2 млн т .
Краснодарский завод выпускает высококачественное сырье для нефтехимии, дизельное топливо, удовлетворяющее требованиям российских и международных стандартов, битум для нужд дорожной промышленности. Он - единственный в стране производитель топлива повышенной плотности для реактивных двигателей.
Правда, наряду со всеми этими достижениями у него есть и свои недостатки. Так, половину всей его продукции составляет мазут. И потому у руководства компании «планов громадье» по дальнейшей модернизации данного предпри- ятия. Например, в 2006 г. компания Михаила Гуцериева инвестировала на эти цели порядка 600 млн рублей (в позапрошлом году - лишь 226 млн). К тому же близость к морским терминалам Краснодарского края придает заводу до- полнительную коммерческую привлекательность и создает потенциальные возможности дЛя формирования гибких логистических схем трейдинга нефтепродуктов.
Афипский НПЗ принадЛежит «Объединенной нефтяной группе» (структурное подразделение «Базового элемента»). Эта компания также намерена инвестировать в реконструкцию завода 40 млн долларов, что позволит в 2007 г. практически удвоить его мощность. Но уже сегодня налицо некоторые сдвиги в этом направлении. Так, в 2005 г. объем производства составил 1,4 млн т, а в первой половине 2006 г. - 1,17 млн т. Более того, в 2008 г. планируется увеличить глубину переработки нефти до 80% (сейчас здесь производятся только прямого"нный бензин, дизельное топливо и мазут).
Кроме того, в Краснодарском крае действуют 19 перерабатывающих мини-заводов. Правда, их дальнейшее существование считается неперспективным. Основных аргументов в пользу такого вывода - два. Во-первых, это все более ужесточающиеся требования к промышленной безопасности. Во-вторых, не будем забывать и о том, что Краснодарский край - это всероссийская здравница. И потому возможные аварии, особенно на мелких нефтеперерабатывающих производствах, могут негативно сказаться на природных условиях И В результате создать угрозу местному туристическому бизнесу.
В заключение - немного о сбытовых компаниях региона. В основном они представлены активами «Роснефти» - «Туапсенефтепродуктом» и «Кубаньнефтепродуктом», реализующими продукцию Туапсинского нпз. Помимо того «Роснефть» владеет также и крупнейшей в Краснодарском крае сетью АЗС - более 160 единиц. Наконец, в распоряжении «Кубаньнефтепродукта» - 23 нефтебазы общей емкостью в 227 тыс. м3.
Поскольку В ближайшее время Туапсинский НП3 планирует прекратить производство мазута, то необходимые объемы этого топлива (порядка з млн т В год) будут поставляться «Туапсенефтепродуктом» по железной дороге с группы самарских НПЗ.
Присутствует в сфере сбыта в регионе и компания «ЛУКОЙЛ». Причем она считается лучшим оператором на рынке Краснодара. Ее среднесуточные продажи здесь достигают в среднем 15 т на одну АЗС Не отстает этот холдинг и В развитии как в Краснодарском, так и в Ставропольском краях своей сети газовых заправок.
На сегодняшний день главной проблемой региона, безусловно, является низкий уровень нефтепереработки. Кроме того, НПЗ Юга России (в Астрахани, Саратове, Краснодаре, Туапсе) поставляют на рынок ПрОДукцию куда более низкого качества, чем ждут потребители. Поэтому основной задачей краевой «нефтянки» должно стать переоснащение НПЗ, направленное, прежде всего, на значительное повышение глубины переработки и выпуск высококачественных бензинов.
Важно также и дальше наращивать объемы переработки. С одной стороны, это можно сделать уже сейчас за счет увеличения добычи углеводородного сырья. Но, с другой стороны, Краснодарский край является «перевалочным пунктом» для нефтяных экспортных потоков, и поэтому здесь имеется хорошая ВОЗможность для развития переработки. Но для этого необходимы адекватная федеральная налоговая политика и создание таких условий, при которых нефтяным компаниям стало бы выгоднее перерабатывать нефть внутри страны, а не пускать ее на экспорт в сыром виде.