Рассматривается современное состояние присадок к топливам и смазочным маслам в России и возможность обеспечения производителей топлив и масел отечественными продуктами. В настоящее время страна полностью обеспечивает себя антиоксидантами и промоторами воспламенения для дизельных топлив, с успехом проводит импортозамещение в области противоизносных присадок. Проблемой остаётся разработка и организация производства депрессорно-диспергирующих присадок и присадок для производства топлив для реактивных двигателей. Что касается смазочных масел, то изготовители способны предложить достаточно большой ассортимент присадок. Но основная задача заключается не просто в замене импортного продукта собственным, а в обеспечении производителя масел перспективными присадками с характеристиками, соответствующими мировому уровню.
Итоги
В настоящее время в стране сформировались авторитетные центры разработки присадок к топливам. Среди них — ПАО «НК «Роснефть» (лидер по объёму производимых присадок), ПАО«Газпром нефть», ООО «ЛЛК-Интернешнл», а также независимые компании: прежде всего, НПП «Квалитет», вырабатывающий широкий ассортимент высококачественных присадок, а также ООО «Пластнефтехим» и ряд других организаций. Таким образом, можно признать, что минимально необходимый научный потенциал есть.
Выводы
Однако требуется ряд организационных мероприятий. Прежде всего, это модернизация испытательной базы, для чего необходимо создание специализированного испытательного центра, интегрированного в международные системы сертификации. Координирующим органом в данной работе могло бы выступить Минэнерго РФ, разрабатывающее дорожную карту по импортозамещению в этой области.